Воскресенье, 16.12.2018, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Лицей г.Азова
официальный сайт

Меню сайта
Поиск по сайту
Материалы к уроку
Рекомендуем!
Архив записей
Яндекс.Метрика

Направить заявление о нарушении авторских прав

Родителям

Безопасность детей в Интернете

Родителям о предупреждении подросткового суицида


Презентация "Профилактика суицида"

Буклет памятка для родителей

Как помочь подросткам подготовится к экзаменам

Стратегии поддержки разных категорий детей при подг-ке к ЕГЭ

Фильм (смотреть на YouTube)


Всеросийский урок "Время доверять!"

"Дворник"   социальная реклама Детского телефона доверия (смотреть на YouTube)

Тематический план родительского всеобуча "Родителям о детях"


Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей по основам детской психологии и педагогики  "Родителям о детях"( смотреть )

П
амятка для родителей о правилах поведения в опасных ситуациях, в том числе при совершении преступления в отношении ребенка( смотреть )

 


Родительский всеобуч «Подросток и закон»
 
Выступление педагога-психолога лицея Катаевой А.А. на тему
«Профилактика девиантного поведения подростков»
 
         Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм (курение, употребление алкоголя и наркотических средств и т.д.), приобрело в последнее время массовый характер. Этому способствует доступность алкогольной и табачной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ.
         Девиантное поведение должно быть известно во всех его проявлениях прежде всего родителям. Правильное поведение взрослых поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.
Основные формы девиантного поведения:
Преступность
Наркомания
Алкоголизм
Проституция
Суицид
Побеги из дома и бродяжничество
Страхи и навязчивости
Вандализм и граффити
Агрессия
Враждебность.
Преступность. Причины: потребность в престиже, в самоуважении; риске; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; неадекватная самооценка.
Как правило, происходит отчуждение подростка от семьи на фоне семейных проблем и "непедагогических" методов воспитания.
Наркомания. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:
- лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
- отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
- конфликтная атмосфера в семье;
- употребление наркотиков родителями, другими членами семьи и др.
         Важно уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.
Алкоголизм. Профилактические действия:
- запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на семейных и школьных праздниках;
- проведение групповой антиалкогольной терапии;
- постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.
Проституция. Очевидно, что социально-духовные преобразования в обществе способны радикально изменить ситуацию с этим пороком.
Суицид. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Профилактика суицидального поведения осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.
Побеги из дома, бродяжничествоПричинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи с учебным заведением.
Страхи и навязчивость (боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью). В одних случаях эти страхи легко проходят после успокаивающей беседы. В других могут иметь форму коротких приступов в течение длительного периода времени. Причиной таких приступов бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.
Вандализм и граффити. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации.
         Граффити - оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин "граффити" обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанный любым способом на объектах государственной, и частной собственности.
         Факторы, приводящие к девиантному поведению:
- падение нравственности, свойственное кризисному обществу;
- неудовлетворенность социальных потребностей;
- отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные амбиции в материальном плане;
- плохая организация досуга;
- отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков, проституцию;
- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве;
- растлевающее воздействие на молодежь средств массовой информации;
- внутренние факторы (акцентуации личностных свойств, психологические особенности подросткового возраста);
- микросоциальные факторы (отношения в семье, референтной группе: недостаточный надзор, отсутствие внимания со стороны близких, содержательного общения в семье, чрезмерные наказания, а также жестокое обращение со стороны сверстников и т.д.).
         Внутренние и микросоциальные факторы девиантного поведения.
         В настоящее время возросла численность подростков, которые целью жизни считают материальное благополучие любой ценой. Отмечается рост подростковой преступности, где объектом преступления является та или иная собственность.
         Отклоняющее поведение часто объясняется тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении в семье, школе, малой группе. Так, аффективные вспышки у младших подростков возникают в ситуации непонимания окружающими их стремления к самостоятельности, а также в связи с критикой их внешних данных или физических способностей.
         Ещё одна из причин девиаций - возрастные особенности психики подростка.
         Одним из кардинальных признаков подросткового кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.
         Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого - эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность.
         Повышенная конфликтность подростков, особенно в отношениях со взрослыми, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки.
         Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.
         Подросткам свойственна также внутренняя противоречивость: целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью, чрезмерная самоуверенность и категоричность – с неуверенностью в своих силах, стремление к расширенным контактам – с желанием одиночества, бесцеремонность – со стеснительностью, романтизм – с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности – с садизмом.
 
         Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором.
 
         Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все желания ребенка. Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия»,- пишет И.С. Кон. - У молодых людей, которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.
        
         Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, врождённые черепно-мозговые травмы, в отдельных случаях - различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.
        
         Итак, антисоциальное поведение подростков взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».
        
         Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
        
         Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.
         Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.
         Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска".
         Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.  
         Существуют разные формы психопрофилактической работы.
         Первая форма - организация социальной среды, например, социальной рекламы по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.
         Вторая форма работы — информирование — направлено на  повышение способности личности к принятию конструктивных решений.
         Третья форма психопрофилактической работы - активное обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов.
         Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
         Пятая форма - организация здорового образа жизни.
         Шестая форма - активизация личностных ресурсов.
         Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения.
        
         


 

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
logosmoll
Официальный интернет-портал правовой информации
Официальный туристский портал Ростовской области

Политика конфиденциальности



МБОУ Лицей г.Азова © 2018
uCoz