Воскресенье, 16.12.2018, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Лицей г.Азова
официальный сайт

Меню сайта
Поиск по сайту
Материалы к уроку
Рекомендуем!
Архив записей
Яндекс.Метрика

Направить заявление о нарушении авторских прав

Экспериментальная площадка

 

Отчет МБОУ Лицей г. Азова об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки в 2016-17 учебном году

Психологическое сопровождение МЭП 2014-2015 г.


Отчет МБОУ Лицей г. Азова
об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки
в 2014-15 учебном году
 
         На основании решения экспертно-инновационного совета Управления образования г. Азова (протокол № 13 от 07 июня 2013 г.) в соответствии с положением о муниципальной экспериментальной площадке в муниципальной системе образования г. Азова, приказа Управления образования г. Азова от 17.06.2013 № 421 в МБОУ Лицей г. Азова была открыта муниципальная экспериментальная площадка.
 
         Тема эксперимента: «Создание в условиях профильного лицея среды для проявления и развития всех видоводаренности обучающихся».
 
         Руководитель проекта: Деревяшко Лидия Валентиновна, директор МБОУ Лицей г. Азова.
         Этап экспериментальной работы в 2014-15 учебном году – реализующий.
         Цель экспериментальной деятельности: реализация программы  работы по созданию в условиях профильного лицея среды для проявления и развития всех видов одаренности обучающихся.
         Задачи:
·        Диагностика образовательной среды лицея с точки зрения психологической безопасности с целью ее дальнейшей оптимизации.
·        Совершенствование системы диагностики и развития способностей и склонностей обучающихся.
·        Подборка и реализация методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, разработка материалов для проведения урочной и внеурочной деятельности.
·        Накопление методической литературы по работе с одаренными учащимися.
·        Разработка, подбор, апробация учебных программ факультативов, индивидуальных и групповых консультаций, ориентационных, предметных и элективных курсов.
·        Формирование учителями-предметниками собственной системы работы с одаренными детьми либо элементов этой системы.
·        Повышение квалификации педагогов.
·        Совершенствование системы стимулирования труда педагогов за успехи в работе с одаренными обучающимися.
Содержание экспериментальной работы на данном этапе:
·        Профильное физико-математическое обучение.
  •  Укрепление и развитие психического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса посредством повышения психологической безопасности и референтной значимости образовательной среды лицея.
·        Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
·        Реализация компетентностного подхода в обучении.
·        Развитие сферы внеурочной деятельности в лицее.
·        Обобщение опыта работы педагогов.
·        Повышение квалификации педагогов.
·        Мониторинг работы системы.
            
             Достигнутые результаты и полученные образовательные продукты
             В реализации программы экспериментальной работы активное участие под руководством администрации лицея приняли все службы нашего образовательного учреждения.
             Так, в направлении реализации поставленных задач психологической службой было предпринято изучение образовательной среды Лицея с точки зрения ее психологической безопасности.
Психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды учреждения. Субъективно она переживается как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей  в личностно-доверительном общении и поэтому может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Важным является то, что снижение психологического насилия во взаимодействии в образовательном учреждении как социальном институте может выступать профилактическим моментом снижения деструктивных насильственных действий в обществе в целом.
  Методом исследования образовательной среды лицея послужило анкетирование всех учителей, а также обучающихся 9-11 классов и их родителей. Результаты диагностики, их анализ, выводы и рекомендации в общем виде приводятся ниже.
Таблица 1. Преобладающее отношение к образовательной среде лицея
Категория опрошенных Уровень отношения (в %)
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
 
  •  
9 «А» класс   50% (средний)
  •  
10 «А» класс 53% (средний)  
  •  
11 «А» класс 50% (средний)  
  •  
Родители 9 «А» кл. 86% (очень высокий)  
  •  
Родители 10 «А» кл. 72% (высокий)  
  •  
Родители 11 «А» кл. 53% (средний)  
  •  
 
Анализируя полученные данные, можно констатировать следующее:
1.     Обобщенный средний показатель уровня отношения родителей обучающихся к образовательной среде лицея составляет 70%, т.е. немного ниже показателя уровня отношения учителей.
2.     Отношение родителей к ОС лицея несколько различается между классами.
3.     Уровень отношения обучающихся к ОС лицея по сравнению с отношением родителей и учителей в целом существенно ниже.
4.     Отмечается некоторое противоречие между отношением к ОС лицея со стороны обучающихся 9 «А» и 10 «А» классов и их родителей. При этом отношение родителей существенно позитивнее. В то же время мнения обучающихся 11 «А» класса и их родителей в целом достаточно близки.
 
Таблица 2. Уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды и защищенности от психологического насилия
Категория опрошенных Уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды Уровень защищенности от психологического насилия
  •  
3,79 (высокий) 3,92 (высокий)
9 «А» класс 2,90 (средний) 3,11 (средний)
10 «А» класс 3,4 (высокий) 3,8 (высокий)
11 «А» класс 4,0 (высокий) 3,9 (высокий)
Родители 9 «А» кл. 4,2 (очень высокий) 4,4 (очень высокий)
Родители 10 «А» кл. 3,8 (высокий) 3,8 (высокий)
Родители 11 «А» кл. 3,7 (высокий) 4,3 (очень высокий)
Очевидно, что уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды лицея и уровень защищенности от психологического насилия являются высокими и очень высокими по оценке всех категорий опрошенных участников образовательного процесса за исключением обучающихся 9 «А» класса, которые удовлетворены вышеуказанными параметрами в средней степени.
По результатам исследования, были определены проблемные области и намечены пути оптимизации образовательной среды  лицея:
  •  по возможности, сделать обучение более интересным, способствующим развитию интеллектуальных способностей и жизненных умений и навыков, усилить связь теории и практики, в результате чего можно ожидать повышения настроения обучающихся;
  •  всемерно расширять возможности оказания помощи, а также учета личных проблем и затруднений лицеистов;
  •  предоставлять более широкие возможности высказать свою точку зрения всем участникам УВП;
  •  всемерно повышать культуру взаимоотношений, что  позволит сохранять личное достоинство всех и каждого.
      Работа в вышеуказанных направлениях успешно осуществлялась во многом благодаря компетентностному подходу в обучении и воспитании лицеистов, направленному на формирование когнитивных, исследовательских и коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса.
         Напомним, что основные когнитивные компетенции педагогов и родителей — это научное понимание природы одаренности и путей ее развития, готовность и способность постоянно пополнять банк заданий повышенной сложности, совершенствовать формы работы, а компетенции обучающихся — это новые научные знания, умения и навыки, универсальные учебные действия.
         Исследовательские компетенции педагогов включают в себя умение выявить обучающихся с повышенными способностями и реализовать программу научно-исследовательской работы в своей предметной области в рамках ученического научного общества с выходом на лицейскую научно-практическую конференцию и научно-практическую конференцию ДАНЮИ. Исследовательские компетенции обучающихся заключаются в освоении умения планировать и осуществлять научно-исследовательскую работу в той или иной предметной области под руководством заинтересованных педагогов и при морально-психологической поддержке родителей.
         Коммуникативная компетентность всех участников экспериментальной работы заключается  в овладении основами общения, позитивного мышления. Важной коммуникативной компетенцией педагогов является умение мотивировать обучающихся к познавательной деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах, кружковой работе по предмету.
    Большое внимание уделялось также формированию мировоззренческих
компетенций: ценностного отношения к личности, семье, православной и общечеловеческой культуре, образованию и науке, государственности, труду и миру.
 
         Целенаправленная работа по оптимизации образовательной среды лицея в течение всего учебного года осуществлялась представителями  администрации совместно с методической службой  лицея:создавались условия для изучения, применения, формирования и распространения  передового психолого-педагогического опыта, повышения профессиональной компетентности педагогов.
         На заседаниях МС и предметных МО активно осуществлялся поиск ресурсов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС.
         Помимо плановых заседаний МС и МО, было организовано проведение пяти предметных недель​, что способствовало проявлению и развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. При этом были проведены 4 мероприятия с выходом на все школы города:
1)    городская игра по литературе, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (17.10.14).  В игре приняли участие команды 10-11 классов МБОУ СОШ № 1, 3, 5, 9, 11, 13, 14, 15 и Лицея. Наша команда заняла третье место. Организовала и провела мероприятие Банахевич Е.А.;
2)    математическое состязание «Турнир сильнейших» для учащихся 8-9 классов с участием 10 школ г. Азова (21.11.14). Команда Лицея победила. Организовали и провели мероприятие учителя математики Винецкая И.А., Сидоренко Т.А., Галиулина И.А.;
3)    городская игра-состязание по физике «Умники и умницы» для учащихся 7-х классов всех школ города (20.02.15). Команда Лицея заняла второе место. Организовала и провела мероприятие учитель физики Позднякова О.Д.;
4)    городская игра по литературе, посвящённая Дню славянской письменности, для учащихся 7-х классов, в которой приняли участие 10 школ города (15.05.15).  Команда лицея заняла 4 место. Организовала и провела мероприятие Банахевич Е.А.
        
         Впервые в практике проведения лицейских научно-практических конференций был предпринят выход на все школы города. Членами жюри всех предметных секций явились учителя-гости лицея.
         Многие учителя повысили свою квалификацию благодаря курсам и обучающим семинарам по разным проблемам.
         Проявляя творческую инициативу, все учителя и специалисты лицея приняли в минувшем учебном году активное участие во многих мероприятиях обучающего и соревновательного характера, о чем свидетельствуют данные мониторинга их личных достижений.
Таблица 3. Cравнительные результаты количественной оценки продуктивности профессиональной и творческой самореализации педагогов и специалистов МБОУ Лицей за 2013-14 и 2014-15 уч. годы.
Уч. год Абсолютное число официальных документов, полученных педагогами: дипломов, грамот, сертификатов и пр. Усредненные показатели количества официальных документов (на 1 педагога) Диапазон индивидуальных показателей
2013-14 93 5,2 1 - 18
2014-15 131 7,3 0 - 35
Очевидно, что творческая активность педагогов существенно возросла на протяжении истекшего учебного года. Особых успехов в творческой         самореализации достигли учителя: Банахевич Е.А., Сидоренко Т.А., Ковалева Н.В., Махова О.В..
Большая работа в направлении повышения профессионализма учителей физики, математики и информатикибыла проделана их лицейским методическим объединением. У многих из них сложилась своя собственная система работы с одаренными детьми (см. приложение 1).       
В минувшем учебном году администрация лицея активно  морально стимулировала педагогов в рамках реализации экспериментальной программы.
         Важная работа по оптимизации образовательной среды лицея была проделана психологической службой. Помимо большой диагностической и аналитической работы, было продолжено психологическое просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности  в направлении оптимизации межличностного взаимодействия с детьми на основе коммуникативного равноправия и использования технологии активного слушания и Я-высказываний, а также формирования самостоятельности и ответственности подростков. С этой целью использовался официальный сайт лицея. Совместно с педагогами в практику обучения и воспитания подростков целенаправленно транслировалось личностно-ориентированное общение.
         Большой удельный вес в проделанной экспериментальной работе  имеют мероприятия, направленные насоздание специальной развивающей среды, способствующей выявлению  одаренных  лицеистов и развитию их творческого и интеллектуального потенциала, учебной мотивации:
·        участие во Всероссийской олимпиаде школьников - лицейский этап  (результат: 1160 участника 5-11 классов, 79 победителей, 144 призера);
·        участие во Всероссийской олимпиаде школьников - муниципальный этап (результат: 2 победителя и 14 призеров по математике, русскому языку и литературе, английскому языку, биологии, географии, обществознанию);
·        участие во Всероссийской олимпиаде школьников — региональный этап (результат: победители и призеры отсутствуют);
·        участие в предметной олимпиаде для школьников города Азова и Азовского р-на по математике, физике и химии (результат: 1 победитель и 2 призера);
·        участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» - 41 участник (результат: 1 победитель и 1 призер в регионе; 2 победителя и 5 призеров в районе, 5 победителей и 10 призеров в лицее. Итого: 9 дипломов);
·        участие во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок-2014» - 54 участника (результат: 6 победителей и 14 призеров в лицее);
·        участие во Всероссийской интернет -  олимпиаде «Школьные годы» по дисциплине «Математика» (результат: 3 лауреата);
·        участие в Международной дистанционной интернет - олимпиаде «Инфроурок» по дисциплине «Математика» — результат: 15 победителей;
·        участие в V Всероссийской олимпиаде по математике для 5-11 классов «Рыжий кот»  - результат: 6 победителей;
·        участие в заочном конкурсе по математике XXXVII Турнира им. М.В. Ломоносова - результат: 1 грамота участника;
·        участие в конкурсе «Лучший образовательный продукт» (РОИПКиПРО) - 1 призер;
·        участие в олимпиаде по математике, проводимой Ростовским государственным строительным университетом –1 победитель (диплом III степени), 7 участников;
·        участие в олимпиаде по физике, проводимой Ростовским государственным строительным университетом – 6 участников;
·        участие в олимпиаде по математике, физике и химии, проводимой АТИ ДГТУ – 1 победитель и 2 призера;
·        участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Школьные дни. Осенняя сессия 2014» по математике - 21 участник;
·        участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Школьные дни. Осенняя сессия 2014» по физике - 6 участников;
·        участие в Международном дистанционном блиц-турнире по математике проекта «Новый урок» - 1 победитель;
·        участие в областной олимпиаде по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву – 1 победитель(диплом III степени);
·        участие 3 учащихся в городской научно-практической конференции: «Шаг в будущее» (на базе ДДТ г. Азова) — 1 победитель и 2 призера;
·        участие в политехнической олимпиаде в рамках городского слета юных техников – 2 победителя;
·        внутрилицейский конкурс «Ученик года-2015» (результат: 15 уч-ся победили в разных номинациях);
·        участие в X лицейской научно-практической конфернции «Хочу все знать» с участием 18 лицеистов, которые представили 15 научно-исследовательских работ по предметным областям: физика, математика, информатика, химия, русский язык, литература, английский язык, история, право, психология (результат: 3 победителя и 8 призеров);
·        участие в XL областной научно-практической конференции ДАНЮИ 27-29.03.2015г. - 3 свидетельства участника, 1 диплом II степени за научно-исследовательскую работу и достигнутые успехи на секции информатики);
·        предметные недели лицейских методических объединений;
·        городская игра по литературе, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова — общекомандноетретье место;
·        городское математическое состязание «Турнир сильнейших» - общекомандное 1 место;
·        городская игра-состязание по физике «Умники и умницы» - общекомандное второе место;
·        городская игра по литературе, посвящённая Дню славянской письменности — 4 место;
·        дополнительное платное обучение по утвержденным программам ДОУ;
·        обучение по программам кружков;
         Принимая во внимание количество призеров и победителей вышеуказанных интеллектуальных мероприятий, можно сопоставить результативность экспериментальной работы за последние 2 года.
Таблица 4. Результаты количественной оценки продуктивности экспериментальной работы за 2014-15 уч. год в сравнении с 2013-14 уч. годом на основе учета количества интеллектуальных мероприятий, в которых принял участие МБОУ Лицей г. Азова.
 
Уч.. год Кол-во мероприятий Абсолютное число/ в % к общему числу лицеистов
призеров победителей Призеров и победителей
2013-14 20 177/ 90% 150/ 77% 327/ 167%
2014-15 28 209/ 105% 143/ 72% 352/ 178%
Примечание: не все результаты олимпиад в настоящее время получены.
Из таблицы видно, что интеллектуальная активность лицеистов несколько повысилась по сравнению с прошлым годом.
 
Таблица 5. Количественные показатели личных достижений уч-ся по классам и Лицею в целом (2014-15 уч. год ).
 п/п Класс Общее кол-во официальных документов Сренестатистическое кол-во офиц. документов на  1 уч-ся Диапазон индивидуальных значений количества официальных документов Общее кол-во официальных документов по информатико-физико-математическому профилю Сренестатистическое кол-во офиц. документов на  1 уч-ся по информатико-физико-математическому профилю
1 5 «А» 23 23/31=0,74 0 - 4 6 6/31=0,19
2 6 «А» 50 50/20=2,5 0-13 30 30/20=1,5
3 7 «А» 70 70/19=3,68 0 - 10 23 23/19=1,21
4 7 «Б» 68 68/20=3,4 0 - 13 14 14/20=0,7
5 8 «А» 30 30/16=2 0 - 5 1 5/16=0,31
6 8 «Б» 35 35/23=1,52 0 - 7 15 15/23=0,65
7 9 «А» 130 130/30= 4,33 0 - 22 49 49/30=1,63
8 10 «А» 62 62/20=3,10 0 - 9 19 19/20=0,95
9 11 «А» 21 21/19=1,1 0 - 3 8 819=0,42
В целом по Лицею
2014-15
489 489/198=2,52 0- 22 165 0,83
 
Таблица 6. Количественные показатели личных достижений уч-ся по Лицею (2014-15 уч. год в сравнении с 2013-14 уч. годом).
 п/п Общее кол-во официальных документов Сренестатистическое кол-во офиц. документов на  1 уч-ся Диапазон индивидуальных значений количества официальных документов Общее кол-во официальных документов по информатико-физико-математическому профилю Сренестатистическое кол-во офиц. документов на  1 уч-ся по информатико-физико-математическому профилю
В целом по Лицею
2013-14
509 509/196=2,6 0 - 18 192 0,98
В целом по Лицею
2014-15
489 489/198=2,52 0- 22 165 0,8
 
         С учетом того, что не все результаты олимпиад в настоящее время получены, можно констатировать то, что в 2014-15 учебном году, как и в 2013-14 учебном году имеет место достаточно высокая продуктивность экспериментальной работы по созданию условий для проявления и развития всех видов одаренности обучающихся.
 
Таблица 7. Результаты диагностики видов одаренности у лицеистов на основе мониторинга личных достижений обучающихся.
№ п/п Виды одаренности Кол-во одаренных
(абсол. число/ % к общему числу лицеистов)
1 Академическая одаренность (отличная успеваемость, 1-2 четверки не по профилирующим предметам) 38 (%)
2 Высокие интеллектуальные и творческие
способности в области профилирующих предметов: физики, математики, информатики)
37 (%)
3 Выраженные интеллектуальные способности в областинепрофилирующих предметов 24 (%)
4 Выраженные интеллектуальные способности 50 (%)
5 Развитые способности в области искусства
(ИЗО, музыка, литература, танцы, актерское дело)
40 (%)
6 Выраженные лидерские способности 12 (%)
7 Значительные социальные способности (активность, компетентность) 21 (%)
8 Выраженные спортивные способности 10 (%)
9 Значительные технические способности 0 (0%)
10 Общее количество обучающихся с повышенными способностями 97 (%)
         На конец отчетного периода выявлено обучающихся с разными видами повышенных способностей в количестве 97 человек по сравнению с 91 лицеистом на конец прошлого учебного года. При этом обучающихся с интеллектуальной одаренностью — 50 человек,  интеллектуальной одаренностью по профилирующим предметам(математике, физике и информатике) — 37 человек.    
         Выводы
         В направлении оптимизации образовательной среды  лицея была проделана большая и важная работа:
1.    увеличено количество интеллектуальных мероприятий творческого и соревновательного характера для обучающихся с целью развития их интеллектуальных способностей;
2.    увеличено количество мероприятий, направленных на формирование жизненных умений и навыков, в том числе дополнительных образовательных услуг (например, развивающих психологических курсов и др.);
3.    проведена просветительская и развивающая работа, направленная на повышение культуры взаимоотношений, трансляцию личностно-ориентированного стиля общения между участниками образовательного процесса, позволяющего лучше слушать и слышать друг друга;
  1.  расширены возможности оказания помощи, а также учета личных проблем и затруднений лицеистов (например, налажена индивидуальная педагогическая помощь слабо успевающим ученикам в каникулярное время).
 
Заключение
Промежуточным педагогическим продуктом проделанной в 2014-15 учебном году экспериментальной работы явилась, во-первых,  усовершенствованная система мониторинга личных достижений обучающихся по классам и Лицею в целом и диагностика на этой основе видов одаренности у лицеистов, во-вторых, собственная система работы с одаренными детьми (либо ее элементы) у учителей профилирующих и непрофилирующих предметов (см. приложение 1).
         Наметились новые формы работы с одаренными детьми, в частности, онлайн-обучение желающих в ГБОУ ДОД РО ОЦДОД (Областном центре дополнительного образования детей, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 48). В апреле 2015 года заключен договор о социальном партнерстве между  лицеем и интерактивным музеем наук «Лабораториум» (г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 97), в рамках которого организовано взаимодействие при реализации Региональной программы развития интерактивных подходов к обучению, учрежденной Музеем. Педагоги и обучающиеся лицея получают информацию обо всех мероприятиях, проводимых в рамках Программы, и участвуют в конкурсах (например, учитель физики Позднякова О.Д. принимает участие в грантовом конкурсе, 5 учеников 5 «А», 9 «А» и 10 «А» классов приняли участие во II региональном конкурсе «Открытый космос»).
                        Планируется продолжение экспериментальной работы по созданию условий для проявления и развития всех видов способностей обучающихся на базе МБОУ Лицей г. Азова в 2015-16 учебном году. 
Директор МБОУ Лицей г. Азова                     Л.В. Деревяшко
 

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
logosmoll
Официальный интернет-портал правовой информации
Официальный туристский портал Ростовской области

Политика конфиденциальности



МБОУ Лицей г.Азова © 2018
uCoz