Направить заявление о нарушении авторских прав
|
Экспериментальная площадка
Отчет МБОУ Лицей г. Азова об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки в 2016-17 учебном году
Психологическое сопровождение МЭП 2014-2015 г.
Отчет МБОУ Лицей г. Азова
об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки
в 2014-15 учебном году
На основании решения экспертно-инновационного совета Управления образования г. Азова (протокол № 13 от 07 июня 2013 г.) в соответствии с положением о муниципальной экспериментальной площадке в муниципальной системе образования г. Азова, приказа Управления образования г. Азова от 17.06.2013 № 421 в МБОУ Лицей г. Азова была открыта муниципальная экспериментальная площадка.
Тема эксперимента: «Создание в условиях профильного лицея среды для проявления и развития всех видоводаренности обучающихся».
Руководитель проекта: Деревяшко Лидия Валентиновна, директор МБОУ Лицей г. Азова.
Этап экспериментальной работы в 2014-15 учебном году – реализующий.
Цель экспериментальной деятельности: реализация программы работы по созданию в условиях профильного лицея среды для проявления и развития всех видов одаренности обучающихся.
Задачи:
· Диагностика образовательной среды лицея с точки зрения психологической безопасности с целью ее дальнейшей оптимизации.
· Совершенствование системы диагностики и развития способностей и склонностей обучающихся.
· Подборка и реализация методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, разработка материалов для проведения урочной и внеурочной деятельности.
· Накопление методической литературы по работе с одаренными учащимися.
· Разработка, подбор, апробация учебных программ факультативов, индивидуальных и групповых консультаций, ориентационных, предметных и элективных курсов.
· Формирование учителями-предметниками собственной системы работы с одаренными детьми либо элементов этой системы.
· Повышение квалификации педагогов.
· Совершенствование системы стимулирования труда педагогов за успехи в работе с одаренными обучающимися.
Содержание экспериментальной работы на данном этапе:
· Профильное физико-математическое обучение.
- Укрепление и развитие психического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса посредством повышения психологической безопасности и референтной значимости образовательной среды лицея.
· Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
· Реализация компетентностного подхода в обучении.
· Развитие сферы внеурочной деятельности в лицее.
· Обобщение опыта работы педагогов.
· Повышение квалификации педагогов.
· Мониторинг работы системы.
Достигнутые результаты и полученные образовательные продукты
В реализации программы экспериментальной работы активное участие под руководством администрации лицея приняли все службы нашего образовательного учреждения.
Так, в направлении реализации поставленных задач психологической службой было предпринято изучение образовательной среды Лицея с точки зрения ее психологической безопасности.
Психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды учреждения. Субъективно она переживается как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении и поэтому может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Важным является то, что снижение психологического насилия во взаимодействии в образовательном учреждении как социальном институте может выступать профилактическим моментом снижения деструктивных насильственных действий в обществе в целом.
Методом исследования образовательной среды лицея послужило анкетирование всех учителей, а также обучающихся 9-11 классов и их родителей. Результаты диагностики, их анализ, выводы и рекомендации в общем виде приводятся ниже.
Таблица 1. Преобладающее отношение к образовательной среде лицея
Категория опрошенных |
Уровень отношения (в %) |
|
|
|
|
|
|
|
9 «А» класс |
|
50% (средний) |
|
10 «А» класс |
53% (средний) |
|
|
11 «А» класс |
50% (средний) |
|
|
Родители 9 «А» кл. |
86% (очень высокий) |
|
|
Родители 10 «А» кл. |
72% (высокий) |
|
|
Родители 11 «А» кл. |
53% (средний) |
|
|
Анализируя полученные данные, можно констатировать следующее:
1. Обобщенный средний показатель уровня отношения родителей обучающихся к образовательной среде лицея составляет 70%, т.е. немного ниже показателя уровня отношения учителей.
2. Отношение родителей к ОС лицея несколько различается между классами.
3. Уровень отношения обучающихся к ОС лицея по сравнению с отношением родителей и учителей в целом существенно ниже.
4. Отмечается некоторое противоречие между отношением к ОС лицея со стороны обучающихся 9 «А» и 10 «А» классов и их родителей. При этом отношение родителей существенно позитивнее. В то же время мнения обучающихся 11 «А» класса и их родителей в целом достаточно близки.
Таблица 2. Уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды и защищенности от психологического насилия
Категория опрошенных |
Уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды |
Уровень защищенности от психологического насилия |
|
3,79 (высокий) |
3,92 (высокий) |
9 «А» класс |
2,90 (средний) |
3,11 (средний) |
10 «А» класс |
3,4 (высокий) |
3,8 (высокий) |
11 «А» класс |
4,0 (высокий) |
3,9 (высокий) |
Родители 9 «А» кл. |
4,2 (очень высокий) |
4,4 (очень высокий) |
Родители 10 «А» кл. |
3,8 (высокий) |
3,8 (высокий) |
Родители 11 «А» кл. |
3,7 (высокий) |
4,3 (очень высокий) |
Очевидно, что уровень удовлетворенности социальными компонентами образовательной среды лицея и уровень защищенности от психологического насилия являются высокими и очень высокими по оценке всех категорий опрошенных участников образовательного процесса за исключением обучающихся 9 «А» класса, которые удовлетворены вышеуказанными параметрами в средней степени.
По результатам исследования, были определены проблемные области и намечены пути оптимизации образовательной среды лицея:
- по возможности, сделать обучение более интересным, способствующим развитию интеллектуальных способностей и жизненных умений и навыков, усилить связь теории и практики, в результате чего можно ожидать повышения настроения обучающихся;
- всемерно расширять возможности оказания помощи, а также учета личных проблем и затруднений лицеистов;
- предоставлять более широкие возможности высказать свою точку зрения всем участникам УВП;
- всемерно повышать культуру взаимоотношений, что позволит сохранять личное достоинство всех и каждого.
Работа в вышеуказанных направлениях успешно осуществлялась во многом благодаря компетентностному подходу в обучении и воспитании лицеистов, направленному на формирование когнитивных, исследовательских и коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса.
Напомним, что основные когнитивные компетенции педагогов и родителей — это научное понимание природы одаренности и путей ее развития, готовность и способность постоянно пополнять банк заданий повышенной сложности, совершенствовать формы работы, а компетенции обучающихся — это новые научные знания, умения и навыки, универсальные учебные действия.
Исследовательские компетенции педагогов включают в себя умение выявить обучающихся с повышенными способностями и реализовать программу научно-исследовательской работы в своей предметной области в рамках ученического научного общества с выходом на лицейскую научно-практическую конференцию и научно-практическую конференцию ДАНЮИ. Исследовательские компетенции обучающихся заключаются в освоении умения планировать и осуществлять научно-исследовательскую работу в той или иной предметной области под руководством заинтересованных педагогов и при морально-психологической поддержке родителей.
Коммуникативная компетентность всех участников экспериментальной работы заключается в овладении основами общения, позитивного мышления. Важной коммуникативной компетенцией педагогов является умение мотивировать обучающихся к познавательной деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах, кружковой работе по предмету.
Большое внимание уделялось также формированию мировоззренческих
компетенций: ценностного отношения к личности, семье, православной и общечеловеческой культуре, образованию и науке, государственности, труду и миру.
Целенаправленная работа по оптимизации образовательной среды лицея в течение всего учебного года осуществлялась представителями администрации совместно с методической службой лицея:создавались условия для изучения, применения, формирования и распространения передового психолого-педагогического опыта, повышения профессиональной компетентности педагогов.
На заседаниях МС и предметных МО активно осуществлялся поиск ресурсов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС.
Помимо плановых заседаний МС и МО, было организовано проведение пяти предметных недель, что способствовало проявлению и развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. При этом были проведены 4 мероприятия с выходом на все школы города:
1) городская игра по литературе, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (17.10.14). В игре приняли участие команды 10-11 классов МБОУ СОШ № 1, 3, 5, 9, 11, 13, 14, 15 и Лицея. Наша команда заняла третье место. Организовала и провела мероприятие Банахевич Е.А.;
2) математическое состязание «Турнир сильнейших» для учащихся 8-9 классов с участием 10 школ г. Азова (21.11.14). Команда Лицея победила. Организовали и провели мероприятие учителя математики Винецкая И.А., Сидоренко Т.А., Галиулина И.А.;
3) городская игра-состязание по физике «Умники и умницы» для учащихся 7-х классов всех школ города (20.02.15). Команда Лицея заняла второе место. Организовала и провела мероприятие учитель физики Позднякова О.Д.;
4) городская игра по литературе, посвящённая Дню славянской письменности, для учащихся 7-х классов, в которой приняли участие 10 школ города (15.05.15). Команда лицея заняла 4 место. Организовала и провела мероприятие Банахевич Е.А.
Впервые в практике проведения лицейских научно-практических конференций был предпринят выход на все школы города. Членами жюри всех предметных секций явились учителя-гости лицея.
Многие учителя повысили свою квалификацию благодаря курсам и обучающим семинарам по разным проблемам.
Проявляя творческую инициативу, все учителя и специалисты лицея приняли в минувшем учебном году активное участие во многих мероприятиях обучающего и соревновательного характера, о чем свидетельствуют данные мониторинга их личных достижений.
Таблица 3. Cравнительные результаты количественной оценки продуктивности профессиональной и творческой самореализации педагогов и специалистов МБОУ Лицей за 2013-14 и 2014-15 уч. годы.
Уч. год |
Абсолютное число официальных документов, полученных педагогами: дипломов, грамот, сертификатов и пр. |
Усредненные показатели количества официальных документов (на 1 педагога) |
Диапазон индивидуальных показателей |
2013-14 |
93 |
5,2 |
1 - 18 |
2014-15 |
131 |
7,3 |
0 - 35 |
Очевидно, что творческая активность педагогов существенно возросла на протяжении истекшего учебного года. Особых успехов в творческой самореализации достигли учителя: Банахевич Е.А., Сидоренко Т.А., Ковалева Н.В., Махова О.В..
Большая работа в направлении повышения профессионализма учителей физики, математики и информатикибыла проделана их лицейским методическим объединением. У многих из них сложилась своя собственная система работы с одаренными детьми (см. приложение 1).
В минувшем учебном году администрация лицея активно морально стимулировала педагогов в рамках реализации экспериментальной программы.
Важная работа по оптимизации образовательной среды лицея была проделана психологической службой. Помимо большой диагностической и аналитической работы, было продолжено психологическое просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности в направлении оптимизации межличностного взаимодействия с детьми на основе коммуникативного равноправия и использования технологии активного слушания и Я-высказываний, а также формирования самостоятельности и ответственности подростков. С этой целью использовался официальный сайт лицея. Совместно с педагогами в практику обучения и воспитания подростков целенаправленно транслировалось личностно-ориентированное общение.
Большой удельный вес в проделанной экспериментальной работе имеют мероприятия, направленные насоздание специальной развивающей среды, способствующей выявлению одаренных лицеистов и развитию их творческого и интеллектуального потенциала, учебной мотивации:
· участие во Всероссийской олимпиаде школьников - лицейский этап (результат: 1160 участника 5-11 классов, 79 победителей, 144 призера);
· участие во Всероссийской олимпиаде школьников - муниципальный этап (результат: 2 победителя и 14 призеров по математике, русскому языку и литературе, английскому языку, биологии, географии, обществознанию);
· участие во Всероссийской олимпиаде школьников — региональный этап (результат: победители и призеры отсутствуют);
· участие в предметной олимпиаде для школьников города Азова и Азовского р-на по математике, физике и химии (результат: 1 победитель и 2 призера);
· участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» - 41 участник (результат: 1 победитель и 1 призер в регионе; 2 победителя и 5 призеров в районе, 5 победителей и 10 призеров в лицее. Итого: 9 дипломов);
· участие во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок-2014» - 54 участника (результат: 6 победителей и 14 призеров в лицее);
· участие во Всероссийской интернет - олимпиаде «Школьные годы» по дисциплине «Математика» (результат: 3 лауреата);
· участие в Международной дистанционной интернет - олимпиаде «Инфроурок» по дисциплине «Математика» — результат: 15 победителей;
· участие в V Всероссийской олимпиаде по математике для 5-11 классов «Рыжий кот» - результат: 6 победителей;
· участие в заочном конкурсе по математике XXXVII Турнира им. М.В. Ломоносова - результат: 1 грамота участника;
· участие в конкурсе «Лучший образовательный продукт» (РОИПКиПРО) - 1 призер;
· участие в олимпиаде по математике, проводимой Ростовским государственным строительным университетом –1 победитель (диплом III степени), 7 участников;
· участие в олимпиаде по физике, проводимой Ростовским государственным строительным университетом – 6 участников;
· участие в олимпиаде по математике, физике и химии, проводимой АТИ ДГТУ – 1 победитель и 2 призера;
· участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Школьные дни. Осенняя сессия 2014» по математике - 21 участник;
· участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Школьные дни. Осенняя сессия 2014» по физике - 6 участников;
· участие в Международном дистанционном блиц-турнире по математике проекта «Новый урок» - 1 победитель;
· участие в областной олимпиаде по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву – 1 победитель(диплом III степени);
· участие 3 учащихся в городской научно-практической конференции: «Шаг в будущее» (на базе ДДТ г. Азова) — 1 победитель и 2 призера;
· участие в политехнической олимпиаде в рамках городского слета юных техников – 2 победителя;
· внутрилицейский конкурс «Ученик года-2015» (результат: 15 уч-ся победили в разных номинациях);
· участие в X лицейской научно-практической конфернции «Хочу все знать» с участием 18 лицеистов, которые представили 15 научно-исследовательских работ по предметным областям: физика, математика, информатика, химия, русский язык, литература, английский язык, история, право, психология (результат: 3 победителя и 8 призеров);
· участие в XL областной научно-практической конференции ДАНЮИ 27-29.03.2015г. - 3 свидетельства участника, 1 диплом II степени за научно-исследовательскую работу и достигнутые успехи на секции информатики);
· предметные недели лицейских методических объединений;
· городская игра по литературе, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова — общекомандноетретье место;
· городское математическое состязание «Турнир сильнейших» - общекомандное 1 место;
· городская игра-состязание по физике «Умники и умницы» - общекомандное второе место;
· городская игра по литературе, посвящённая Дню славянской письменности — 4 место;
· дополнительное платное обучение по утвержденным программам ДОУ;
· обучение по программам кружков;
Принимая во внимание количество призеров и победителей вышеуказанных интеллектуальных мероприятий, можно сопоставить результативность экспериментальной работы за последние 2 года.
Таблица 4. Результаты количественной оценки продуктивности экспериментальной работы за 2014-15 уч. год в сравнении с 2013-14 уч. годом на основе учета количества интеллектуальных мероприятий, в которых принял участие МБОУ Лицей г. Азова.
Уч.. год |
Кол-во мероприятий |
Абсолютное число/ в % к общему числу лицеистов |
призеров |
победителей |
Призеров и победителей |
2013-14 |
20 |
177/ 90% |
150/ 77% |
327/ 167% |
2014-15 |
28 |
209/ 105% |
143/ 72% |
352/ 178% |
Примечание: не все результаты олимпиад в настоящее время получены.
Из таблицы видно, что интеллектуальная активность лицеистов несколько повысилась по сравнению с прошлым годом.
Таблица 5. Количественные показатели личных достижений уч-ся по классам и Лицею в целом (2014-15 уч. год ).
п/п |
Класс |
Общее кол-во официальных документов |
Сренестатистическое кол-во офиц. документов на 1 уч-ся |
Диапазон индивидуальных значений количества официальных документов |
Общее кол-во официальных документов по информатико-физико-математическому профилю |
Сренестатистическое кол-во офиц. документов на 1 уч-ся по информатико-физико-математическому профилю |
1 |
5 «А» |
23 |
23/31=0,74 |
0 - 4 |
6 |
6/31=0,19 |
2 |
6 «А» |
50 |
50/20=2,5 |
0-13 |
30 |
30/20=1,5 |
3 |
7 «А» |
70 |
70/19=3,68 |
0 - 10 |
23 |
23/19=1,21 |
4 |
7 «Б» |
68 |
68/20=3,4 |
0 - 13 |
14 |
14/20=0,7 |
5 |
8 «А» |
30 |
30/16=2 |
0 - 5 |
1 |
5/16=0,31 |
6 |
8 «Б» |
35 |
35/23=1,52 |
0 - 7 |
15 |
15/23=0,65 |
7 |
9 «А» |
130 |
130/30= 4,33 |
0 - 22 |
49 |
49/30=1,63 |
8 |
10 «А» |
62 |
62/20=3,10 |
0 - 9 |
19 |
19/20=0,95 |
9 |
11 «А» |
21 |
21/19=1,1 |
0 - 3 |
8 |
819=0,42 |
В целом по Лицею
2014-15 |
489 |
489/198=2,52 |
0- 22 |
165 |
0,83 |
Таблица 6. Количественные показатели личных достижений уч-ся по Лицею (2014-15 уч. год в сравнении с 2013-14 уч. годом).
п/п |
Общее кол-во официальных документов |
Сренестатистическое кол-во офиц. документов на 1 уч-ся |
Диапазон индивидуальных значений количества официальных документов |
Общее кол-во официальных документов по информатико-физико-математическому профилю |
Сренестатистическое кол-во офиц. документов на 1 уч-ся по информатико-физико-математическому профилю |
В целом по Лицею
2013-14 |
509 |
509/196=2,6 |
0 - 18 |
192 |
0,98 |
В целом по Лицею
2014-15 |
489 |
489/198=2,52 |
0- 22 |
165 |
0,8 |
С учетом того, что не все результаты олимпиад в настоящее время получены, можно констатировать то, что в 2014-15 учебном году, как и в 2013-14 учебном году имеет место достаточно высокая продуктивность экспериментальной работы по созданию условий для проявления и развития всех видов одаренности обучающихся.
Таблица 7. Результаты диагностики видов одаренности у лицеистов на основе мониторинга личных достижений обучающихся.
№ п/п |
Виды одаренности |
Кол-во одаренных
(абсол. число/ % к общему числу лицеистов) |
1 |
Академическая одаренность (отличная успеваемость, 1-2 четверки не по профилирующим предметам) |
38 (%) |
2 |
Высокие интеллектуальные и творческие
способности в области профилирующих предметов: физики, математики, информатики) |
37 (%) |
3 |
Выраженные интеллектуальные способности в областинепрофилирующих предметов |
24 (%) |
4 |
Выраженные интеллектуальные способности |
50 (%) |
5 |
Развитые способности в области искусства
(ИЗО, музыка, литература, танцы, актерское дело) |
40 (%) |
6 |
Выраженные лидерские способности |
12 (%) |
7 |
Значительные социальные способности (активность, компетентность) |
21 (%) |
8 |
Выраженные спортивные способности |
10 (%) |
9 |
Значительные технические способности |
0 (0%) |
10 |
Общее количество обучающихся с повышенными способностями |
97 (%) |
На конец отчетного периода выявлено обучающихся с разными видами повышенных способностей в количестве 97 человек по сравнению с 91 лицеистом на конец прошлого учебного года. При этом обучающихся с интеллектуальной одаренностью — 50 человек, интеллектуальной одаренностью по профилирующим предметам(математике, физике и информатике) — 37 человек.
Выводы
В направлении оптимизации образовательной среды лицея была проделана большая и важная работа:
1. увеличено количество интеллектуальных мероприятий творческого и соревновательного характера для обучающихся с целью развития их интеллектуальных способностей;
2. увеличено количество мероприятий, направленных на формирование жизненных умений и навыков, в том числе дополнительных образовательных услуг (например, развивающих психологических курсов и др.);
3. проведена просветительская и развивающая работа, направленная на повышение культуры взаимоотношений, трансляцию личностно-ориентированного стиля общения между участниками образовательного процесса, позволяющего лучше слушать и слышать друг друга;
- расширены возможности оказания помощи, а также учета личных проблем и затруднений лицеистов (например, налажена индивидуальная педагогическая помощь слабо успевающим ученикам в каникулярное время).
Заключение
Промежуточным педагогическим продуктом проделанной в 2014-15 учебном году экспериментальной работы явилась, во-первых, усовершенствованная система мониторинга личных достижений обучающихся по классам и Лицею в целом и диагностика на этой основе видов одаренности у лицеистов, во-вторых, собственная система работы с одаренными детьми (либо ее элементы) у учителей профилирующих и непрофилирующих предметов (см. приложение 1).
Наметились новые формы работы с одаренными детьми, в частности, онлайн-обучение желающих в ГБОУ ДОД РО ОЦДОД (Областном центре дополнительного образования детей, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 48). В апреле 2015 года заключен договор о социальном партнерстве между лицеем и интерактивным музеем наук «Лабораториум» (г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 97), в рамках которого организовано взаимодействие при реализации Региональной программы развития интерактивных подходов к обучению, учрежденной Музеем. Педагоги и обучающиеся лицея получают информацию обо всех мероприятиях, проводимых в рамках Программы, и участвуют в конкурсах (например, учитель физики Позднякова О.Д. принимает участие в грантовом конкурсе, 5 учеников 5 «А», 9 «А» и 10 «А» классов приняли участие во II региональном конкурсе «Открытый космос»).
Планируется продолжение экспериментальной работы по созданию условий для проявления и развития всех видов способностей обучающихся на базе МБОУ Лицей г. Азова в 2015-16 учебном году.
Директор МБОУ Лицей г. Азова Л.В. Деревяшко
|
|
|